Неофинетия ФУКИДЕН – Король Мейкан Фукиран. Располагается в самом центре и в самом верху. Более почетного места сложно найти.
Название как будто выгравировано лакированными буквами по золотому полю квадрата. И симпатичный бантик сверху украшает все золотые почетные места.
Эту роскошную неофинетию не придется долго искать по таблице, самый центр и самый верх – это он, Неофинетия ФУКИДЕН.
У Фукиден долгая и богатая история. Зарегистрирован в 1860 году. Но это не значит, что ФУКИДЕН – первая орхидея, к этому времени фуран выращивались в домах уже около ста лет.
1860 годы – почти закат эпохи Токугава. Через несколько лет реставрация Мэйдзи (Мэйдзи исин). Япония развитое государство с развитой культурой, политическим строем, городами, образованием. Уже созданы гравюры Хокусая, написано огромное количество хайку и хоку. Японию посетили европейские ботаники. 7 февраля 1855 года был подписан первый договор о торговле и дружбе Японии и России. Симодский трактат давал право на торговлю в портах Симода, Хакодатэ, Нагасаки, назначался российский консул, обозначались границы и сферы влияния государств.
В эти годы и немного позднее, после реставрации Мэйдзи в 1868 году:
- “…рушилось благосостояние самого просвещенного класса – самураев… а скопленные ими, целыми поколениями, художественные сокровища попали частью добровольно, частью вынужденно, по бедности, на рынок. Этим воспользовались догадливые европейцы, преимущественно из просвещенных, приглашенные правительством для насаждения всех видов наук и искусств, и успели с 1860-х годов собрать замечательные образцы. По возвращению в Европу и Америку они начали знакомить с ними свои страны…”.
Из письма С.Н.Китаева художнику П.Я.Павлинову 20 августа 1916г (отдел рукописей ГМИИ)
Любопытный факт, буквально годом позже, в 1861 году, была зарегистрирована другая, не менее красивая орхидея – Неофинетия ГОДЗЁ ФУКУРИН 御城覆輪, которая удивительным образом похожа на ФУКИДЕН.
Хороший, крупный и яркий ГОДЗЁ ФУКУРИН можно легко перепутать с ФУКИДЕН, просто очень легко. Некоторое время назад по коллекционерскому сообществу ходили ужасные страшные истории о том, что у нас в коллекциях ФУКИДЕНы … не очень настоящие )))
Если у Вас есть Годзё, но нет Фукидэн, не отчаивайтесь! Годзё это почти Фукиден! Разница в нюансах, оттенках и тд.
Неофинетия ФУКИДЕН имеет правильную форму, каждый последующий лист немного больше предыдущего. Изгиб листьев плавный. Рисунок листа “нори-о хику” фукурин. Кончики корней землистого цвета, стволик зеленый или немного коричневый. Цветок классический, белый.
У взрослого экземпляра, у которого сформировался и закрепился рисунок листа фукурин, молодой лист уже хорошо окрашен. Только показался кончик, уже видно – фукурин.
Интересная ситуация с молодыми побегами неофинетии Фукиден. На приведенных ниже фотографиях видно как постепенно и неравномерно формируется рисунок у молодых побегов Фукидена.
Первый, самый молодой лист нового побега обычно светло кремового оттенка, с незначительными вкраплениями зеленый штрихов, либо совсем без них.
Второй лист имеет гораздо больше зеленого, обычно снизу. Зеленый цвет листа постепенно заполняет лист.
Третий лист- третий год. Фукидэн еще совсем не похож на будущего красавца. Рисуной похож на тигровый )))
Четвертый лист – постепенно появляется очертания фукурин.
Пятый лист – полосок все больше. Мы на правильном пути, еще совсем немножко, каких-то пару лет и…
Появится стабильный, красивый рисунок фукурин. Наш Фукидэнчик стал совсем взрослым.
Так почему же неофинетию ФУКИДЕН называют “Королем фукиран”? Часто это торжественное сравнение можно услышать или прочитать в сети.
Потому что самый дорогой? Вряд ли… ) есть много неофинетий в том же Мейкане гораздо выше стоимостью чем Фукиден, причем в разы… значит не поэтому.
Потому что самый редкий? Точно нет. Существуют гораздо более редкие Фукиран. ФУКИДЕН можно купить, в принципе, без особых проблем, да еще и выбрать по цене и по возрасту.
Вопрос “почему” остался без ответа. Причем любые коментарии в виде ответа будут лишь частным мнением.
Возможно ответ лежит за пределами прямолинейного восприятия японской культуры, типа “дорого-богато”, “красиво-некрасиво”… И каждый коллекционер должен сам найти ответ на этот вопрос. А иначе зачем вообще заниматься японскими орхидеями?!
Возможно ответ на вопрос “почему” находятся там же, где формируется наше восприятие действительности, там же где находятся ответы на вопрос “что такое красота”, “что такое уважение” …
а все-таки, почему? …