День за днём

Выставка «Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко». Музей Востока. Москва

На выставке представлены куклы, созданные художницей Оно Хацуко (1915-1982). Жизнь сложилась так, что только с середины 1960-х годов она стала принимать участие в выставках художественных ремесел, на которых ее работы получали неизменно высокую оценку.

Она готовилась к организации своей авторской выставки, но не успела. С начала 2000-х годов ее дочь Мори Мика стала проводить показы произведений матери, благодаря чему с оригинальным творчеством Оно Хацуко познакомились множество людей в разных странах мира.

Будущая мастер кукол родилась в Осаке. В 16 лет она переехала в Токио, где начала учиться западной живописи под руководством знаменитого художника Окада Сабуросукэ (1869-1939). Довольно быстро она поняла, что ее больше привлекает трехмерное искусство, и в связи с этим обратила свое внимание на изготовление кукол по методу сисо, в котором пластичный материал для основы создавался из древесного луба шелковицы, тщательно перемешанного с опилками, пастой гофун и клеем. Она стала заниматься у скульпторв, но, к сожалению, ее учитель вскоре умер. Молодая девушка, ей было всего 18 лет, оказалась на распутье. Она поступила на работу в ателье с намерением стать со временем дизайнером одежды.

Прочитав в одной книге, что прежде во Франции заказанную клиентами одежду примеряли на куклах, она тоже стала делать куклы из бумаги, одевая их в придуманные ею костюмы. Эти куклы выставлялись в витрине ателье, и их очень хорошо покупали. В 20 лет Оно Хацухо вышла замуж и стала домохозяйкой, а изготовление кукол перешло в разряд хобби. С началом Второй мировой войны мужа призвали в армию, рассчитывать было не на кого, и Оно Хацухо с помощью старшей сестры стала делать куклы на продажу.

Впоследствии она вспоминала, что время было очень трудное, но придумывание кукол доставляло большое удовольствие. Куклы сестер отличались высоким качеством, хорошим вкусом и успешно продавались в таких крупных универмагах, как “Мицукоси” и “Мацуя”.

В 1950 году она начала изучать технику изготовления кукол под руководством Митико Иэсато, которая была ученицей известного мастера Рюдзё Хори, получившей в 1955 году звание “Живое национальное сокровище”. В качестве основы использовалась масса из мелких, как пудра, опилок павлонии, смешанных с клеем. И опять внешнее обстоятельство – рождение второй дочки – вынудило оставить занятия. Только в 1961 году, когда старшая дочь вышла замуж, младшая 19-летняя Мика уговорила мать поехать к Митико Иэсато. Дочь попросила наставницу принять снова ее мать на обучение. Мечта юности сбылась – Оно Хацуко стала заниматься любимым творчеством. Создавая свои куклы, она опиралась на традиционный опыт предшественников, но привносила столько личного видения и понимания женской природы, что ее работы становились выразительными индивидуальными скульптурными образами.

Несмотря на небольшое число оставшихся работ, они ярко и чрезвычайно эмоционально представляют человеческие типажи, преимущественно женские. Все куклы отличаются высоким качеством исполнения, тонким вкусом в подборе тканей и аксессуаров.

Каждая кукла благодаря оригинальному художественному видению автора, точной наблюдательности и выразительной пластике демонстрирует образную сдержанность, окрашенную то созерцательным настроем, то легким юмором, то женским кокетством… Это своего рода театр миниатюрных скульптур “под ветвями цветущей сакуры”.

После похода в магазин
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, бумага

Куклы (яп. нингё) в Японии с древности заняли значимое место в жизни людей. Они использовались в различных религиозных обрядах и церемониях. Большое распространение изготовлении кукол получило в период Эдо (1603-1868). В это время в стране установился мир, стали активно развиваться связи между отдельными районами, люди начали много передвигаться, в том числе с целью паломничества. Куклы изготавливались в качестве амулетов, оберегов, сувениров и игрушек для детей. Практически в каждой провинции существовали свои особые типы кукол и игрушек. Разнились также материалы и техники.

Рождение внука
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

В 1920-е годы появилась новая тенденция – создание авторских кукол, в которую включились как профессиональные мастера, так и любители. Эта волна подхватила и Оно Хацухо.

В начале 1960-х годов, когда она серьезно стала заниматься изготовлением кукол, уже сложилась традиция изготовления кукол из древесно-опилочной массы, смешанной с пшеничным крахмалом из которой после высыхания вырезались фигуры и детали. Эта масса называлась тосо, раньше ее использовали только для моделирования мелких деталей – головы, рук, ног, которые покрываются гофун (паста на основе порошка из раковин). Для “одевания” применялась техника кимэкоми (букв. “подтыкать”), которая заключалась в прорезании тонких желобков на модели и вставлении в них краев кусочков ткани, которыми обертывалась кукла. Так же называется особый вид кукол с подобным типом костюмирования.

Считается что первая подобная кукла появилась в конце 1730-х годов, когда священнику храма Камо в Киото приглянулась толстая ветка ивы, оставшаяся в корзине после храмового фестиваля, и он вырезал из нее фигурку, которую “одел” кусочками тканей от старых облачений. Эти куклы стали называться Камо нингё, позднее за ними закрепился термин кимэкоми нингё.

В авторском направлении изготовления кукол техника кимэкоми получила большое распространение. В качестве основы могли использовать как древесину, так и опилочные смеси и даже полимеры.

Именно эту технику использовала Оно Хацуко.

Воспоминания
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Работам мастера довольно много лет. Конечно, они правильно хранятся, без доступа солнечных лучей, повышенной температуры, в заботливых и бережных руках. Благодаря этому, мы можем видеть и наслаждаться чудесными работами, яркими эмоциями маленьких кукол, которые не потеряли актуальности по сей день.

Огромная благодарность организаторам Выставки, Государственному Музею Востока за возможность увидеть такие прекрасные экспонаты.

 

 

Письмо
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Наслаждение вечерней прохладой
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Бабушка
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Макияж
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Силачка
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Весна
Япония, 1970-1980
Дерево, тосо, гофун, шелк

Добавить комментарий